Рок-проповедь как нетрадиционный метод миссионерства.
По сей день, ведутся споры относительно вопроса о приемлемости положительного отношения к современной культуре в некоторых из ее проявлений, в частности как рок-музыка. К великому сожалению, большинство современных православных изданий, признавая положительной культуру классическую, национальную народную культуру, напрочь отметают культуру современную во всех ее видах и проявлениях, считая ее порождением разлагающегося секулярного техногенного общества. Их авторы, не совсем понимая, что говорят, берутся за темы, в общем-то им не знакомые. Между тем, христианин настолько имеет право публично высказывать свои взгляды, насколько он освободился от своих предрассудков. Святые Отцы Православия говорят, что, пока человек имеет «мнения» (предрассудки), истиной обладать не может. Отрицательное отношение к современной культуре и рок-музыке в церковной среде стало уже как будто само собой разумеющимся и едва не выдается за учение Церкви. А между тем музыканты «хотели бы видеть священника, с которыми могли бы поговорить на одном языке» (Б. Гребенщиков). Не на языке буквы, сухих догм и бесконечных моралей, с человеком, который будет говорить «с тобой, а не тебе», не будет осуждать и поучать с высока.
Главным виновником такого отношения к рок-музыке является некачественная православная литература. За основной лозунг единомышленников этой среды можно взять советскую агитку 60-х годов: «Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст!» Основная масса этих людей не собирается разбираться и входить вглубь вопроса, а просто ставит на всем крест, повесив на всем большую планку, с надписью сатанизм. Последователи же других мнений относительно этого вопроса сразу же объявляются рабами антихриста. Некоторые миссионеры, как например В. Яцкин, не стыдятся даже называть на своих выступлениях игумена Сергия (Рыбко) и диакона Андрея Кураева волками в овечьих шкурах. Лишь Г. Седых и Н. Пыжов постарались провести хоть какое-то исследование на тему рок-музыки, все равно, изрядно поливая грязью вышеупомянутых миссионеров. Основным доводом в оправдание мысли о том, что рок-музыка имеет сатанинское содержание в своих мелодиях - является мысль о ее происхождении из древних языческих мотивов. На мой взгляд, такие рассуждения не совсем справедливы. Музыка наполнится смыслом и будет нести какие-либо мысли лишь тогда, когда на нее будет наложен текст. Более того, не нужно забывать, что в рок-н-ролле помимо африканских мотивов использовались также англо-саксонские и ирландские.
Должно признать, что некоторые рок-группы действительно легкомысленно относятся к сатанинской символике, а некоторые даже заявляют, что исповедуют культ диавола. Например, группа «Kiss», музыканты которой выступают с рогами и хвостами. Но не все, кто приклеил себе рога, непременно сатанисты. На самом деле сатанистов немного: такого рода песен не наберется и пол процента. Большинство же просто по молодости не понимает, что делает, не воспринимает эти вещи всерьез. Мы же не обвиняем в сатанизме людей, которые по неразумию поминают нечистую силу в качестве ругательства, или мальчишку, который рога и хвост кому-нибудь подрисовал (мракобесие).
Вообще, рок-музыке свойственна глубокая правдивость. В текстах много говорится о проблемах, волнующих современного молодого человека, в том числе о проблемах духовного свойства. Часто упоминается Бог, Христос, вера. Эти темы затрагиваются с надеждой и уважением. Богохульных текстов не так много, как это представляется авторами недобросовестных брошюр.
После вечности (1971 г.)
«Ты когда нибудь думал о своей душе – может ли она быть спасена?
Или ты думаешь, что когда умрешь, навсегда очтанешься в гробу?
Разве Бог только мысль в твоей голове или Он часть тебя самого?
Разве Христос – это только имя, о котором ты некогда читал в книге, когда учился в школе?
Я вижу Истину. Да, я вижу свет, и я изменил свои пути.
В конце своих дней я буду подготовлен, а ты будешь одинок и в страхе.
Возможно, ты боишься того, что скажут твои друзья, когда узнают, что ты веруешь в Бога?
Прежде чем критиковать, они должны были познать, что Бог – единственный путь к Любви…
Может быть, ты все же подумаешь, прежде чем сказать, что Бог мертв и забыт.
Открой глаза и познай, что Он единственный.
Кто может спасти тебя от всех твоих грехов и от твоей ненависти.
Или ты будешь все еще глумиться над тем, что теперь слышишь? –
Да… - Я думаю, что для тебя все слишком поздно».
Black Sabbath
Такая песня не мола быть лицемерной подделкой. В ней боль и страдание, поиск истины молодым поколением, желание высшего и светлого. Рок-музыка по сути своей драматична и трагична. Это отнюдь не легкий жанр. Как никакое другое направление в искусстве, она отражает трагедию жизни, особенно острую для молодого поколения.
Сегодня очень сильной критике подвергаются священники, которые имеют тесный контакт с субкультурами. Их проповеди, которые произносятся на рок-концертах, в клубах и байк-фестивалях вызывают большое осуждение со стороны некоторых священнослужителей и богословов. Первыми миссионерами, которые стали применять этот метод, были греческие монахи, создавшие группу под названием «Eleftheroi»(the Free). Основные мысли из их песен направлены против глобализма и развития современных технологий. По стилю их музыка довольно разнообразна. Каждая песня выпускается в трех версиях – hard, mix, general. Несмотря на то, что freemonks считают свою команду рок-группой, их музыка явно не дотягивает до этого стиля. Уместнее было бы назвать их композиции бардовской песней. Большим шоком для противников Eleftheroi стала их неожиданная слава. Их альбом S.O.S. стал платиновым, а его копии в одной Греции были проданы в количестве 110.000 за два года. После всеобщего признания группа получила официальное благословение архиепископа Христодула на свою дальнейшую деятельность.
Практика католической церкви в данной области миссии была неудачной. При папе Иоанне Павле II были проведены концерты, во время которых священнослужители совершали Евхаристию прямо на сцене между песнями. Еще более возмутительным стал случай, когда было принято решение совершить Литургию после фестиваля в стиле open air, при этом, вместо хлеба и вина молодежь вкушала пиццу и кока-колу.
Католические священники для привлечения паствы играют в баскетбол, употребляют на проповедях сленговые выражения, устраивают в храмах рок-концерты и даже показывают фокусы. Среди священнослужителей есть настоящие звезды. Священник Марсело Росси стал национальным символом Бразилии. Он ведет мессы-аэробики. Проповедь занимает пять минут, остальное время уделено упражнениям. Диски с его песнями расходятся миллионными тиражами. На проповеди Росси собирается до 1 миллиона человек.
В Русской Православной Церкви главными проповедниками, которые работают с молодежью, используя при этом нетрадиционные методы миссионерства, являются игумен Сергий (Рыбко) и диакон Андрей Кураев. Их проповедь состоит лишь в произнесении слова во время какого-либо концерта.
Игумен Сергий (Рыбко) имеет официальное благословение на деятельность такого рода, полученное от архиепископа Истринского Арсения. В 2004 году он был награжден премией «Обретенное поколение». «За проповедь Евангелия среди хиппи, рокеров и панков» - эта неожиданная формулировка в ближайшие дни обошла многие СМИ и информационные интернет-агенства, как светские, так и церковные. Вручая награду, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил священнику эту деятельность продолжать.
Опыт отца Сергия очень важен для пастырей, которые не будут ограничивать свое служение лишь деятельностью в стенах прихода.
Обратившись к Богу в юности, затем поступив в Оптину пустынь отец Сергий более двадцати лет не слушал не только рок-музыки, которую было принято считать явным злом, но и вообще никакой светской музыки, не смотрел телевизор и не читал художественной литературы. Такое ограничение внешних впечатлений помогало проводить сосредоточенную молитвенную жизнь. Однако реалии нового времени, необходимость и возможность в наступившей свободе самой широкой проповеди веры в самых широких кругах населения потребовали от современных пастырей готовности к общению с интеллигенцией, людьми искусства, ищущей молодежью. Судьбы Божии привели иеромонаха Сергия в центр Москвы. Батюшка стал настоятелем большого храма Святаго Духа Сошествия на Лазаревском кладбище, значительную часть прихода которого составляет интеллигенция и молодежь. А спустя несколько лет отцу Сергию был поручен действующий приход и строительство нового большого храма в Бибиреве – спальном районе с многотысячным населением, где нужды населения в требах, духовном окормлении, проповеди и работе с молодежью просто безграничны.
Столкнувшись с необходимостью отвечать на самые разные вопросы самых разных людей, убедившись, что для проповеди Православия и для пастырства в среде молодежи необходимо знание ее культуры, ее взглядов, отец Сергий обратился к тем явлениям, которые в свое время помогли ему самому задуматься о смысле жизни и в конце концов найти Истину в Православной Церкви: «Возвращение интереса к року произошло в связи с тем, что как священник, пастырь я неминуемо должен был столкнуться с духовными проблемами современного общества. Если проповедник хочет, чтобы его слово принесло свои плоды, он должен хорошо представлять себе ту среду, в которой хочет проповедовать. Я всегда хотел общаться с русской молодежью. Много лет готовил себя к этому общению, зная, что это не простая задача. Как некогда святой равноапостольный Николай, прежде чем выйти с проповедью перед Японией, внимательно изучал ее культуру, язык, религию, нравы. Как бы не доказывали, что молодежная субкультура—фикция, не поверю. Чтобы проповедник был услышан, он обязан с ней познакомиться», - рассказывал отец Сергий.
Послушав некоторые произведения классики мировой рок-культуры и отечественного андерграунда, батюшка не нашел в них ничего антихристианского, сатанинского, пугающего и разрушительного. Более того, снова услышал в них серьезность, драматизм, философскую направленность, призыв к поиску, который и сейчас может быть полезен молодым сердцам, осознанно или нет, ищущим Бога:
«Я вдруг увидел, что композиции "Pink Floyd", "Led Zeppelin", "Deep purple" не потеряли для меня своей прежней глубины и свежести. Это удивило. Ожидал чего угодно: "наркотического действия рока", "разрушения клеток мозга", "удара по внутреннему человеку", "вреда для духовной жизни", "восстания страстей и нашествия блудных наваждений", "встречи с самим сатаной" и т.д., как кричали брошюрки. Странно, но ничего этого не ощутил. Никаких разрушительных действий рок-музыки на мою духовную жизнь не почувствовал».
9 сентября 2003 года отец Сергий по приглашению Ярославской епархии принял участие в молодежном музыкальном вечере «Для чего я пришел в этот мир?» - прошедшем по благословению архиепископа Ярославского Кирилла. Отец Сергий пригласил с собой музыкантов: Вячеслава Капорина с группой «Раръ» (акустический фолк-рок с философскими и православными текстами), Стаса Бартенева с группой «Если» (хард-рок с различной текстовой тематикой, от стихов иеромонаха Романа (Матюшина) до народных песен) и гусляра Дмитрия Земскова. Получился интересный концерт разноплановых исполнителей, на котором через каждые три-четыре выступления музыкантов отец Сергий говорил продолжительное слово, комментируя прозвучавшие композиции и отвечая на вопросы зала. Организаторы, участники и зрители единодушно признали мероприятие очень удачным, в равной степени назидательным и интересным. После этого игумен Сергий стал получать самые разные приглашения, с просьбами выступить на концертах с проповедью.
Он говорит, что думает: и со сцены рок-клуба, и за столиком в компании молодежи, и с прихожанами в храме, и на радиостанции «Радонеж». И говорит на литературном русском языке, держась вполне естественно, достойно и с искренней любовью.
В отличие от игумена Сергия отец Андрей Кураев выступает лишь на концертах группы «Алиса». Его проповедь по форме почти не отличается от выступлений отца Сергия. «Я для того и иду на эти рок-концерты, чтобы объяснить ребятам, что они не свиньи и не псы в наших глазах. Я хотел бы поддержать Михаила Михайловича Дунаева, моего коллегу по Московской духовной академии: нельзя ожидать, что ребята толпами пойдут с концертов в храм. Этого не будет, и не надо на это надеяться, и пусть молодые батюшки об этом и не мечтают. Но, действительно, для нас каждая душа дорога, и я знаю такие случаи, когда именно после рок-концертов, в которых звучала проповедь, как, например, «Рок к небу», ребята обращались к Православию» - говорит отец Андрей.
Сам Константин Кинчев (лидер группы «Алиса») шокировал большую часть своих поклонников, объявив себя православным. Характер многих из его песен поменялся. Кинчев снова и снова повторяет: «да, я ополченец Церкви, да, борюсь со злом, да, пытаюсь донести до людей суть религии через песни. Обряды соблюдаю, в храм хожу, с женою венчан, иконы дома есть». Сидящий рядом отец Андрей говорит: «"Алиса" работает с молодежью, которая в церковь идти не хочет из-за сложившихся стереотипов: суровые попы и фанатичные бабушки со свечками - что там делать современному человеку?»
С уверенностью можно сказать, что вариант рок-проповеди возможен. Главным критерием ее качества является лишь личность проповедника и знание им особенностей той субкультуры, с которой ему придется столкнуться. Если священник находит в себе силы, смелость и вдохновение выйти на сцену и выступить перед огромной толпой молодежи, при этом, не стыдясь своей рясы и креста и сохраняя свое священническое достоинство, то такой пастырь достоин лишь похвал. И не стоит удивляться, что такая проповедь будет иметь большое количество критики, ведь как сказал один богослов «миссия это всегда хождение по лезвию ножа».
|