27 декабря, после совершения Божественной литургии в Сретенском монастыре Москвы, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с насельниками Сретенской обители, профессорско-преподавательской корпорацией и воспитанниками Сретенской духовной семинарии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. В ходе состоявшейся беседы митрополит Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как он в течение десяти лет возглавлял Санкт-Петербургские Духовные школы. "Студенческая и монастырская среда очень близки моему сердцу, – сказал митрополит. – Эти годы были самыми счастливыми в моей жизни, это была замечательная пора, хотя все вокруг было очень сложно: мы находились в условиях несвободы, власти пытались контролировать Церковь, однако внутри Духовной школы была очень динамичная интелектуальная жизнь". "В каком-то смысле все то, что происходило на излете того застойного времени, в 1970-х – начале 1980-х годов, готовило очень многих священослужителей, богословов, архипастырей к новой жизни в условиях свободы", – отметил Местоблюститель Патриаршего Престола, особо подчеркнув, что задача богословия заключается не только в том, чтобы точно знать святоотеческие тексты и отвечать на теологические вопросы, а в том, чтобы уметь сопрягать богословие с жизнью. "В начале ХХ века огромной трагедией Русской Церкви, во многом предопределившей последующую революцию, был разрыв между Духовной школой и светской наукой, между интеллигенцией и Церковью, – продолжил митрополит Кирилл. – По свидетельству священномученика Илариона, в то время было неприлично сказать, что ты верующий, так как позитивистские, материалистические идеи захватили сознание российской интеллигенции". По словам архипастыря, между богословием и жизнью образовался разрыв тогда, когда у Церкви были все возможности развивать богословскую мысль, становиться убедительной. "Многие даже в семинарию не хотели идти – не видели смысла в изучении богословия", – сказал митрополит Кирилл, напомнив, что подобная ситуация возникла и в наше послесоветское время. "Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: "Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем?" В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи – говорить "с бабкой", – сказал Владыка Кирилл. – Однако бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы". По мнению Патриаршего Местоблюстителя, огромная проблема церковной жизни до революции заключалась в том, что не удалось создать сильной православной интеллигенции, о которой мечтал известный богослов митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), в рассеянии возглавивший Русскую Зарубежную Церковь. "Будучи еще в России в эти трудные годы начала ХХ века, он, потрудившийся так много над созданием в нашей Церкви интеллектуальной прослойки, так называемого ученого монашества, мечтал о том, чтобы на место прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла церковная интеллигенция. Но Владыка Антоний не успел этого сделать – революция разрушила все его начинания", – отметил митрополит Кирилл, предположив, что устами церковной интелигенции Церковь могла бы свидетельствовать об Истине образованным людям – именно эта часть общества оказалась весьма восприимчивой к привнесенным извне идеям; именно здесь в свое время расцвел либерализм, возник атеизм. В наши дни нужно стремиться избежать ошибок прошлого времени, когда главной задачей семинариста считалось просто вызубрить от "а" до "я" темы отдельных параграфов. "В таком случае выигрывает тот, у кого память лучше, а она лучше не всегда у самого способного человека", – сказал Владыка Кирилл, выразив убеждение, что в современном мире, когда так развиты средства обмена информацией, процесс обучения не должен сводиться к простому запоминанию. Патриарший Местоблюститель предположил, что образование могло бы стать намного более эффективным, если бы студенты Духовных школ в частности больше уделяли времени письменным работам: "Тогда процесс обучения в наших семинариях будет творческим, захватывающим и интересным. Студентам надо предоставить возможность писать как можно больше текстов – не списывать их из книг или из интернета, а писать самим". По мнению архипастыря, для того, чтобы хорошо писать, нужно много читать, размышлять, молиться. А чем больше в учебном процессе будет творчества, тем качественнее будет и образование. Обучение будет способствовать раскрытию в человеке талантов. "И будет выигрывать не тот, кто лучше запомнил или шпаргалки подальше спрятал, а тот, у кого действительно богатая внутренняя жизнь", – подчеркнул Местоблюститель Патриаршего Престола. "Мы с вами должны стать богословами, способными отражать в нашем богословском мышлении то, что происходит в мире. Некоторые называют это "богословской рефлексией". Мы призваны реагировать на происходящее не как это делают политики, экономисты, ученые, а как пастыри, священники, богословы. И этого слова ждет наш народ Божий", – убежден Владыка Кирилл. По материалам: Благовест-инфо
|